отдых в Крыму

«Ди-джей должен общаться с людьми»

В Феодосии 1 мая 1979 года впервые прошла дискотека. «Кафа» встретилась с организатором и первым ведущим дискотеки «Панорама», которая работала в Доме культуры около 20 лет, Александром Краплиным.

- Где горожане танцевали до этого?

- До первой дискотеки были так называемые «танцы» – играл вокально-инструментальный ансамбль, например, в Доме культуры – «Киммерия» под руководством Владимира Малышева.

- Как пришла идея создать дискотеку?
- ВИА из ДК ушел играть в ресторан «Моряна». Одна форма досуга ушла – другой еще не было. На тот момент мне было 26 лет, я работал на Московском вертолетном заводе. У меня была группа товарищей, увлеченных музыкой, один из них – Сергей Онищенко, который оканчивал Харьковский институт полиграфии. Он как-то приехал, рассказал, что в Харькове появилось дискотечное движение: «Подберите музыку, сделаете к ней небольшие комментарии – вы сможете». Стоит отметить, что информации о современной музыке почти не было, разве что в переведенных рок-энциклопедиях, да немного критики писал Артем Троицкий в молодежных журналах.

Дальше, в 1978 году, мой товарищ Валерий Свиридов, один из комсомольских лидеров оптико-механического завода, предложил в столовой предприятия сделать танцевальный вечер. Мы, молодые энтузиасты, принесли свой магнитофон и другую аппаратуру, у них тоже какая-то была усилительная, включили микрофоны, подготовили конферанс. Кстати, тогда «Bonney M» только выпустили свою первую пластинку – стопроцентная танцевальная музыка, которою можно было крутить, как говорят сейчас «нон-стопом» – без перерыва, и эти хиты звучат до сих пор. Провели этот вечер на «Оптике», потом в следующем году еще два танцевальных вечера в клубе чулочной фабрики, посвященных 23 февраля и 8 Марта.

Девушка человека, который нас приглашал на чулочную фабрику, занималась в Доме культуры. Она рассказала директору ДК Галине Бержаковой о танцевальных вечерах. Та заинтересовалась и попросила нас зайти, потому что в ДК на тот момент для молодежи кроме кружковой работы ничего не проводили – зал и площадка пустовали. Мы поговорили с директором, рассказали о форме вечеров.

- Каким был первый день работы дискотеки?
- Это было 1 мая 1979 года. В зале были расставлены столы, билеты продавались «с местами», ресторан «Астория» организовал выносную торговлю, продавали даже слабоалкогольные напитки. Если не ошибаюсь, продали 200 билетов. Так прошла первая дискотека. На вторую билеты были уже с середины недели раскуплены, а в день третьей дискотеки – на следующую неделю – уже невозможно было купить билеты.

Затем мы работали по субботам и воскресеньям с 19.30-20.00 до 23.00, летом на открытой площадке – так называемый «Пятак», а зимой в помещении Дома культуры. Цена была достаточно доступной – рубль. «Монополистами» мы были года два, потом в клубе порта открылась дискотека и в клубе чулочной фабрики.

Работали мы на той аппаратуре, что осталась от ВИА, и на своей технике. Купить аппаратуру на тот момент было сложно, даже стереомагнитофон был достаточно редкой вещью. Музыка была на кассетах и катушках, от пластинок пришлось отказаться – на них сбивались звукосниматели. Все записывали на новые пленки, которые проигрывались только на дискотеке, дома их никто не крутил, чтобы пленка не ссыпалась. С музыкой, можно сказать, нам повезло – мы попали в ту струю, когда только начали появляться известные диско-группы и те хиты, которые до сих пор звучат: «Bonney M», «Eruption» с хитом «One way ticket», «Ottowan» с песней «D.I.S.C.O.», Донна Саммер с первой пластинкой. Пошла волна танцевальной музыки, все новинки нам присылали друзья из Харькова.

- Были исполнители, которых запрещали ставить?
- Самое интересное, что в то время даже зарубежная танцевальная музыка, была политически беззубой, никакой подоплеки там не было. Потом «нежелательным исполнителем» стала только группа «Pink Floyd», в одной из песен которой была фраза, что Рейган хочет начать войну с Брежневым. Это единственный случай, больше конфронтаций не было, позже пошла волна итальянского диско, она нравилась многим из политбюро, тем более что те контактировали с итальянской компартией. В общем, с музыкой идеологических проблем не было. Мы крутили диско, где слова-тексты были достаточно банальны – «люблю-целую-обнимаю».

- Вы занимались дискотекой около 20 лет. Какие изменения она претерпела?
- Полгода мы готовили на дискотеке получасовые тематические программы об исполнителях, группах, даже о фильмах. Например, о фильме «Лихорадка субботней ночи», где Джон Траволта снимался и группа «Bee Gees». Дальше летом был огромный наплыв людей, нам предложили работать на летней танцплощадке (нынешний «Пятак» - прим. ред.). Мы переселились туда, и в первый день работы была продана тысяча билетов. А дальше было столько людей, что те, кто опаздывали и не успевали к началу, не могли со ступенек попасть на площадку – она была забита. Осенью 1979 года у дискотеки появилось название «Панорама», тогда мы показывали слайды с музыкальными исполнителями.

Несколько лет так и работали, ничего нового не изобретали. А в 1984-85 годах только появилась видеотехника, первые спутниковые системы пошли, начали «Superchannel», «MTV» принимать, мы стали использовать программы этих каналов – переписывали видеоклипы и показывали их на дискотеке, где установили два больших телевизора. Все, кому было интересно, подходили к сцене и смотрели. Видео было в диковинку, на нашем телевидении этого не показывали.

- Если бы решили вернуться к дискотеке сейчас, то какой она у вас была бы?
- Сложно сказать, но вряд ли отличалась от той, которой была. Я считаю, что ди-джей – это не тот, кто просто ставит музыку, для этого есть звукооператор. Это тот человек, который должен общаться с людьми в зале. Общения, мне кажется, сейчас нет.

А в 90-х годах музыка стала электронной, потому что дискотетчиков начали давить авторскими правами: вы должны отчислять исполнителям. Сначала ди-джеи подыгрывали исполнителям, добавляя к оригиналу музыкальные эффекты и выдавая это как авторскую работу. Дальше возомнили себя композиторами, и начали делать свою музыку. Дошло до того, что исчез диджейский монолог, дискотека превратилась просто в танцпол. Сложно назвать то, что есть дискотекой.

- Можете вспомнить интересный случай в работе?
- Конечно, всяких случаев, где столько людей – масса (смеется), просто сейчас, спустя столько времени, даже сложно вспомнить. Мы всегда обращали внимание, что наши посетители общаются, знакомятся, самое интересное, что потом образовавшиеся парочки приходили к нам прямо в день свадьбы.

Сейчас я занимаюсь кабельным телевидением – директор предприятия «Телевидение и связь». Так вот, лет пять назад у абонентов возникли проблемы: была заявка, мы устранили неполадки, но нужно было посмотреть, проверить, как показывает кабельное, нет ли помех. Звоню в дверь, чтобы попросить включить телевизор, открывает молодой человек… Я представился, а он кричит жене: «Таня, Таня, иди сюда». Выходит девушка, он ей: «Смотри, кто к нам пришел! Мы вас узнали, вы на дискотеке работали, мы там познакомились, поженились. Вот у нас дочка».

- Наверное, Деду Морозу не так бы обрадовались?

- Да, точно! (смеется) Для них неожиданно приятно было меня увидеть. Вообще, мне вспомнить работу мою не стыдно, и ту музыку, которую крутили, можно сказать, даже пропагандировали: она добрая, веселая и хорошая. И я думаю, что несла она только положительные эмоции и впечатления.