отдых в Крыму

Смотритель маяка: «Повидать удалось немало»

Сергей Каленцов проработал на Ильинском маяке 17 лет: и техником, и смотрителем.

Сейчас смотритель – Петр Протасов, но С. Каленцов продолжает жить в городке на маяке вместе со своей супругой и детьми. Он рассказал «Кафе», как он попал на маяк, в чем заключалась его работа и чем отличается Ильинский от других маяков.

- Я поступал в Одесскую мореходку, была эпопея тогда – холера по югам: закрыли Астрахань, Одессу, затем Керчь. И волей судьбы мне не довелось даже поехать на вступительные экзамены. Ушел работать рыбаком, и проработал практически до призыва на военную службу, о чем ничуть не жалею. Много интересного повидал, открыл для себя очень многое, а затем – флот, два автономных похода в Средиземное море по 75 суток.

После службы вернулся домой в Крым, но все-таки потянуло на Север. В Крыму тогда, застой – не застой, - не энергично все происходило. А там была жизнь. Ушел в промысловый флот работать. Посмотрел заморские страны, дважды проходил Панамский канал… Вообще, я счастлив по жизни – повидать удалось немало.

Но тут случился выбор: либо половина моя, либо – море. Наверное, я слаб характером, оставил море, но, тем не менее, всю оставшуюся жизнь практически всегда жил возле воды. Первое место, где мы работали с Любой (женой) – маяк Сеть-Наволок, это выход с Кольского залива, западный берег.
Затем приехали в Крым рожать первого сына – Сашку, после чего отправились работать на реку Лену, в Якутию. Оттуда привезли двойнят: Митьку с Ленькой. Тем временем старый начальник с Сеть-Наволок перевелся на Кыз-Аульский маяк (это 75 километров отсюда): потянуло его в Крым – захотелось прогреться под южным солнцем. Он вновь пригласил работать на маяке. Мы на мысе святого Ильи, на этом маяке, вот уже 20 лет как живем.

- В чем заключалась ваша работа?
- Раньше маяк был как автономное государство, и на юге просто рай для маячной службы. Здесь проходит проводное электропитание. И работник маяка – тогда не было смотрителя, а техники, инженер и начальник маяка – должен был знать работу всех механизмов и уметь обслуживать все от начала до конца. Все было строго: не должно было быть никаких перерывов в работе технических средств маяка. Очень много техники тогда работало на военно-морской флот, аппаратура была засекречена – это была режимная территория. Наш работал в позывных ИЛ: Ильинский маяк. Сейчас проще – спутниковая навигация, гораздо более точная. И сам маяк – просто мигалка, все работает на автомате. Световой маяк, ничего сложного нет, никаких секретов нет. И смотритель – в режиме сторожа, не более того.

- В чем особенность Ильинского маяка?
- Каждый маяк – это отдельная архитектура, отдельный памятник искусства и свои принципы работы. Ильинский стоит на высоте 60 метров, следовательно, дальность видимости огня очень прилична – это 22 морских мили (морская миля – 1,852 км, – прим. ред.). Здесь не нужна очень высокая башня, хотя есть маяки гораздо выше – до 160 метров.
Особенность этого маяка и в том, что он построен в 1889 году на людские пожертвования, казна не вложила на него ни копейки. Сейчас, конечно, это уже послевоенная постройка, старый был взорван в начале войны и находился немного в другом месте. Это был второй маяк на Черном море, который питался от электрического тока. Работал он тогда по принципу часов с кукушкой.

- На маяке у вас было много свободного времени. Что вас интересовало?
- Занимался я в свое время практически всем: от биолокации вплоть до лечения бесконтактным массажем. Мне все интересно, жизни не хватит, чтобы учиться.

- Сейчас больше археология. Что выбрасывает море?
- Море выбрасывает не только все хорошее, но и плохое. Допустим, из-за находки детонатора от торпеды я нормально заработал год условно. Так что и такое бывает. Хотя сам себе до сих пор не верю, что я это притащил в дом, потому что со взрывчаткой я хорошо знаком, в Якутии возил много взрывчатки для геологов, сотни тонн – у меня была тысячетонная баржа. Хватало этого добра (смеется – прим. ред.). А находки очень разные: начиная со времен раннего средневековья и до наших дней.

- К вам приходит много людей? Что их интересует?
- В основном всех интересует история: что было и как. Например, на том холме (показывает на обзорную площадку) было древнегреческое захоронение, более двух тысяч лет назад. Но все такие места у нас всегда, как правило, занимали военные части. Бухта Феодосия – бухта контрабандистов: весь безакцизный товар XIX века шел через нее. Бухта Двуякорная – здесь высаживался атаман Сагайдачный и прочие ребята. Феодосия тоже приступами бралась…

- Вы планируете и дальше жить в городке на маяке?
- Как бог даст, тут загадывать не стану ни в какую. Ребята (сыновья – прим. ред.) хотя все и учились на юристов, никого не прельщает эта работа клерков. Старший Саша на погранзаставе заслужит, а меньшие с морем связаны: Митька – боцман-водолаз, а Ленька – механик, он больше организатор. Хотя Сашка тоже сам по себе рыбак (смеется), это у него, по-моему, на всю оставшуюся жизнь.

- Маяк по-прежнему закрыт для посетителей?
- Да, но, господа, сделайте хотя бы башни маяков открытыми для людей, хватит уже в этой совдепии жить! Во всех других странах без проблем можно заходить на территорию, но только не у нас. Маяк сейчас относится к Министерству транспорта Украины, департамент Госгидрографии. Раньше было Министерство обороны и то было проще. Допустим, кто-то приехал, элементарно – обратись к замполиту, не нужно даже письменно, телефонный звонок, радиограмма – и проблем нет. Не было такого, чтобы кому-то запретили: родные, друзья, знакомые, хоть кто, а сейчас… Это нонсенс.