отдых в Крыму

«Сейчас информация стала доступней»

По недавно заведенной традиции, спустя 100 дней после того, как человек был назначен на какую-нибудь весомую должность, его спрашивают о том, что изменилось за это время.

«Кафа» побеседовала с секретарем Феодосийского горсовета Александром Власовым о его работе, о деятельности депутатского корпуса, о принимаемых депутатами вопросах, об их ответственности перед избирателями.

- Раньше вы работали в коммерческих структурах, сейчас – на госслужбе. Сложно ли было переориентироваться?
- Сложно. Коммерческий вид деятельности – это когда ты сам строишь свой график, сам принимаешь решения, сам себе хозяин. В госслужбе такого, конечно же, не происходит: все подчинено другому расписанию и порядку жизни, потому что государство живет круглые сутки, и у него нет ни выходных, ни праздников. Постоянно приходится работать и быть наготове к выполнению тех или иных задач, которые подкидывает жизнь.

- В чем особенности работы секретаря, в чем его основные обязанности?
- Помогать депутатам в осуществлении их полномочий, обеспечивать подготовку сессионных вопросов, подготовку проектов решений, организацию сессий. Секретарь организовывает работу депутатских комиссий, выполняет специальные поручения мэра. И из-за чего так стала ценна должность секретаря во всей Украине: в случаях, предусмотренных законом, он исполняет обязанности мэра. Если мэр находится в командировке или на больничном, секретарь созывает и ведет сессию совета.

- Прошло более ста дней, как вы заняли пост секретаря. Изменился ли взгляд на город, на процессы, происходящие в городе?
- Изменилось сознание. Раньше был подход обывателя: написал депутатский запрос, а вы (чиновники – прим. ред.) делайте, вертитесь, но у меня должно светить солнце круглые сутки. Нет, теперь, если хочешь, чтобы вокруг тебя светило солнце, ты начинаешь думать, что для этого делать. Подход сильно изменился, ты начинаешь понимать: если есть ямка, то где взять средства, чтобы ее залатать. Хорошо бы, чтобы это произошло со всеми депутатами: не просто писать запросы, а думать, что первоочередное и искать пути решения. Конечно, если есть полномочия, можно добиться, чтобы вопрос решался не в одном месте, а в другом, но насколько это правильно будет? Нужно ко всему подходить системно и комплексно. Есть потребности всей Феодосии, всех ее жителей, а есть потребности жителей одной улицы или одного дома и нужно расставлять приоритеты, чтобы не ущемить интересы других жителей. К сожалению, финансовый кризис всех касается, надо думать, как правильно тратить деньги с толком.

- Раньше депутатов избирали по мажоритарной системе, и, соответственно, каждый депутат был закреплен за определенным округом. Сейчас же это происходило по партийным спискам, поэтому в горсовете поднимали вопрос, чтобы за каждым депутатом все-таки закрепить тот или иной участок города. Произошло ли это?
- Отчасти. В депутатскую комнату часто приходят или звонят люди, просят назвать депутата, который избран по их округу. Время покажет, что лучше, что хуже. Но когда систему меняли в 2004 году, не были учтены особенности работы в округах депутатов предыдущих созывов. Теперь есть партия, за которую голосовал тот или иной человек, и к ней он и обращается за решением вопросов. И практически у каждой партии есть свои общественные приемные.
Сейчас на уровне Верховной рады предлагаются изменения в этой системе, есть девять законопроектов, но, на мой взгляд, возврат к мажоритарке – это тоже не есть панацея. Бывало, что избиратели видели депутата своего округа только когда голосовали, а потом на четыре года он куда-то пропадал. Где-то были ответственные люди, а где-то – не совсем.

- Депутаты столкнулись с тем, что их энергии, времени не хватает для того, чтобы помогать решать горожанам текущие вопросы, поэтому сессионно принималось решение, что каждый депутат может иметь двух помощников. Работает ли эта система?
- Да, помощники есть. Но насколько каждый депутат может помогать людям в решении вопросов, к сожалению, зависит от экономики. Не всегда есть возможность помочь людям решать тот или иной вопрос. Политика, к сожалению, сейчас сильно завязана на экономике. Например, с газовой проблемой, когда две страны переругались так, что цена на газ выросла многократно.

- Какие в основном от граждан поступают предложения и обращения. Есть среди них интересные?
- Трудно сказать обо всем депутатском корпусе, потому что тот или иной гражданин обращается к определенному депутату. Находясь на этой должности, я вижу обращения, которые присылают депутаты, они в основном касаются текущей жизни города: работы водоканала, ЖЭКа, ремонта крыш, уборки города, транспорта. Предложений вроде концептуального развития, видения решения той или иной проблемы, мне не поступало.

- Говоря о работе депутатов во время сессий, при прежнем мэре бывали бурные дебаты, обсуждение в зале заседаний. При исполняющей обязанности головы Татьяне Гришиной они вообще были очень бурные. Сейчас обсуждений во время сессий практически нет, сессии проходят очень быстро. Хорошо ли это?
- Почему перестали кипеть бурные эмоции в зале? Конечно, для прессы это интересно, когда, например, как в Симферополе и яйца могут покидать. Но решили все-таки основную работу перенести в комиссии, чтобы депутаты, когда им то или иное управление докладывает вопрос, спокойно его изучали, задавали любые вопросы, не были ограничены во времени. Если детально не прорабатывать вопрос, то, как минимум, это все превратится, как при Гришиной, а максимума тут нет. Такого рода дискуссии ни к чему хорошему не приводят, только к перепалкам, а не решению насущных хозяйственных вопросов.

- Но дискуссии все равно проходят: на комиссиях или во время депутатских семинаров. Прессу почему-то на эти семинары не пускают.
- Семинар изначально построен как обучающий, где рассказывают об изменениях в законодательстве, а потом идет обсуждение, но не принятие решений. Пришли, обсудили, и, как правило, пришли к консенсусу. Не было ни разу жестко: решаем так и никак иначе – выслушиваются все мнения. По тарифам на воду, например, мы два раза собирались. Это нормальная работа.

- Но в зале заседаний зачастую непонятно, какую позицию в решении важных вопросов занимает тот или иной депутат, каким образом он размышляет, а порой и вообще неясно, о чем идет речь. А избирателям, горожанам, интересно, как работают депутаты. Принятое решение – это уже свершившийся факт. Депутат, может, и против был, но его убедили. Людям интересно именно обсуждение, живые человеческие эмоции.
- Оно, конечно, интересно, но, к сожалению, вся система в стране перешла на ток-шоу. Вначале мы видим ток-шоу в сессионном зале Верховной раде Украины, потом ток-шоу на телевидении, потом эти ток-шоу спускаются на местные уровни. В итоге, как говорил Леонид Кравчук, маємо те, що маємо, и скоро мы ничего не будем иметь – вот к чему приводит ток-шоу. Ну, да, наверное, со стороны интересно…

- Дело не в ток-шоу. Оно происходит потому, что кто-то делает глупые или эксцентричные заявления. Если обсуждение конструктивно – это не ток-шоу, это что-то вроде круглого стола. Интерес у прессы не к развлекательному шоу, чтобы насмешить читателей, а к тому, чтобы понять механизм решения вопроса, узнать, что думает депутат о том или ином жизненно важном вопросе. В ином случае, депутатский корпус выглядит как закрытый клуб. И на сессии сейчас некоторые шутят: ага, все решено, давайте примем пачкой все вопросы. Депутат Александр Раецкий несколько раз говорил: у нас все прозрачно с решением земельных вопросов. Он обещал: я вас обязательно приглашу на комиссию, но так ни разу этого не сделал.
- Я приглашу прессу на заседание комиссии. Сейчас информация стала доступней: и для депутатов, и для жителей. Можно задавать любые вопросы. Взгляд власти на работу депутатов тоже меняется.