отдых в Крыму

«Мечтаю о «Подзаборной выставке» в Коктебеле»

Известная московская художница Елена Фокина поселилась в Коктебеле. Она утверждает, что этот поселок – прекрасное место для работы. По ее словам, здесь почти постоянно проживает несколько ее коллег – талантливых художников, которые готовы внести свой вклад в творческую жизнь Коктебеля. Одна из их идей – создание «Подзаборной выставки», которая может стать одной из изюминок интеллектуального курорта.

Светское воспитание

Елена Фокина родилась 16 марта 1961 года в Москве в семье биолога и военнослужащего. Ее мама работала специалистом по крови и занималась исследованиями в области гематологии, а папа самоотверженно служил родине. Елена была единственным ребенком в семье Фокиных, воспитание которой родители доверили бабушке Марии Александровне.

- Бабушка была удивительным человеком со сложной судьбой. Она знала несколько языков, а немецкий и польский преподавала в школе, - вспоминает Елена. - А вообще бабушка была профессиональной женой и питерской красавицей: полный набор – воспитание и осанка, прямая спина, безупречный маникюр. Я ни разу не видела ее непричесанной даже во время болезни. В 1937 году ее репрессировали, а мою маму она родила в тюрьме. Бабушку освободили перед войной, со справкой без карточек она оказалась во время блокады в Ленинграде. Но она все вынесла и выжила. Из таких людей можно делать гвозди.

По словам Е. Фокиной, воспитывать ее помогали тетя Катя и тетя Галя – гимназические подружки бабушки, вернувшиеся в Москву из Пензы, где они отбывали ссылку. Женщины с необычной и трудной судьбой искренне верили, что главное в жизни – обучить девочку светскому этикету. Например, как сидеть на стуле с высокой или низкой спинками, как носить прямоугольную или треугольную шали, кто с кем должен первым здороваться или прощаться и тому подобное.

- Видит Бог, что в жизни мне ни разу не пригодилось то, чему они меня обучали, - с улыбкой отметила Елена Юрьевна. - Я очень люблю рассказывать подружкам об их наставлениях, что надо брать с собой, если меня придут арестовывать. Детям моим не понять, а люди более старшего поколения с прискорбием соглашаются, что в советское время интеллигенция не отрицала арестов без всяких оснований и даже морально подготавливала к ним своих детей и внуков.

Полиграфия

После окончания школы Елена Фокина два года работала секретарем в издательстве «Малыш», а затем поступила в Полиграфический институт.

- Я сознательно пошла в «полиграф», так как близкие мне внушали, что художник – это не профессия, - сказала Е. Фокина. - Я не из династии художников, поэтому прислушивалась к мнению своих учителей. Маша Топаз давала мне уроки живописи и готовила к поступлению в художественную школу. Она-то и объяснила мне, что основной заработок художника – в полиграфии, а живопись – это для души. Я прислушалась к ее советам, и свободно творила. Сама себе делала подрамники из овощных ящиков, а холсты – из нестиранных мешков из-под картошки.

После окончания Московского полиграфического института Елена Юрьевна работала по договорам в разных организациях. Например, одно из мест ее работы – издательство «Дрофа», занимающееся выпусками «Спокойной ночи малыши» и «Ералаш».
В 1987 году Елена Фокина впервые выставила свои работы, которые понравились искусствоведам и поклонникам живописи. Это вдохновило художницу больше сил отдавать написанию полотен.

Е. Фокина вышла замуж за Петра Плaвинского – эксперта по нонконформистам (неофициальное искусство художников 1960-годов). Ее супруг вполне прилично обеспечивает семью, позволяя Елене заниматься живописью и воспитывать троих детей.

Живописный Коктебель

Впервые Елена приехала в Коктебель в полтора года с бабушкой и родителями, а затем семья Фокиных ежегодно отдыхала в этом поселке, снимая комнатки в частном секторе.

- С того периода я запомнила только свою аллергию на камбалу и очередь в столовку, которую писали на руке химическим карандашом, - вспоминает она. – Однако подростковые впечатления вытеснили весь детский негатив. Меня уже отпускали с друзьями в Лягушачью и в Лисью бухты. Первые романтические встречи и веселые компании украшали мой досуг. Затем я приехала в Коктебель уже с двухлетним сыном Алешей, но вскоре сбежала с ним на Азов, так как не выдержала дефицита молока, воды и прочих элементарных удобств. И подумала, что больше в Коктебель не вернусь никогда.

Судьба распорядилась иначе. Петр Плавинский встретил своего друга по институту Игоря Шептовецкого, с которым он некогда играл на одной сцене. Институтский приятель помог Елене и Петру подыскать домик в Коктебеле и перестроить его. Е. Фокина лично контролировала постройку, помогала строителям. Затем она занялась дизайном всех комнат. Сейчас Елена Юрьевна живет в Коктебеле.

- Я уже окончательно обосновалась в Коктебеле и не собираюсь никуда отсюда уезжать, - сказала художница. – Я с младшей дочерью живу здесь и зимой, и летом, а выезжаем только по мере необходимости. Например, на даче в Подмосковье я писать не могу, так как там постоянно пасмурно, цветы растут плохо. Елки загораживают окна, поэтому свет в мою мастерскую проникает на очень короткое время. А в Коктебеле даже в пасмурную погоду в моей мастерской светло, а цветы прямо прут из земли. Сказка.

«Подзаборная выставка»

В Коктебеле сформировался костяк творческих людей, которые мечтают сделать что-то существенное для поселка. По словам Елены Фокиной, здесь прекрасно работается – она написала около 30 пейзажей.

- Я еще не надышалась Коктебелем, постоянно что-то фотографирую и зарисовываю, - отметила она. – Часто любуюсь окрестными холмами и не могу привыкнуть к тому, что они всегда разные. Мне очень приятно было подарить свои работы в арт-кафе «Антресоль» и «Богема». Как мне известно, многие мои коллеги с удовольствием участвуют во всевозможных культурных мероприятиях Коктебеля. Местные жители и приезжие узнают нас на улицах, с любопытством рассматривают и ожидают, что мы обязательно сделаем что-то эдакое.
Коктебельские художники посоветовались и решили использовать площадь своих длинных белых заборов в качестве выставочного поля. Они договариваются при хорошей погоде вывешивать свои работы, чтобы народ проходил мимо и приобщался к современному искусству. Уже трое прикладников и живописцев дали свое согласие на участие в «Подзаборной выставке», которая откроется весной или летом 2009 года.

- Название «Подзаборная выставка» мы выбрали для того, чтобы подчеркнуть нашу скромность, - пояснила Елена. – Я мечтаю быть причастной к продолжению интеллектуальных традиций Коктебеля. Мне не лень делиться своим накопленным опытом. Я с удовольствием давала бы мастер-классы для всех желающих. Хочу отметить, что все мы готовы тратиться на это энергетически, интеллектуально и материально. В Коктебельской школе искусств преподает живопись прекрасный педагог, и я не конкурирую с ним. Наоборот, мои мастер-классы предназначены не для начинающих художников, а для тех, кто стремится к совершенствованию.