отдых в Крыму

«Феодосия – город художников»

Последнее десятилетие растет популярность феодосийского художника Василия Флорескула. Первые выставки картин художника прошли в Москве, но теперь его работы оценили и в Украине. Сейчас художник готовится к поездке в Великобританию, где уже полным ходом идет подготовка к его новой выставке.

Рисование

Василий Флорескул родился на Буковине в семье сельских тружеников. Он был старшим из семи детей, поэтому помогал маме растить четырех сестер и двух братьев. Дед Василия Никифор Флорескул – по происхождению австриец. Он был потомком огромного семейства: все жители села были родственниками семьи Флорескул.

- Мы никогда не называли односельчан по фамилии, а указывали имя старейшего члена семьи, - рассказал о своей родине В. Флорескул. - Например, обо мне говорили – внук Никифора. Деда Никифора я не помню вообще, так как через год после моего рождения его репрессировали. Причину его ареста не знаю, а в семье эта тема не обсуждалась. Знаю только то, что дедушка скончался на лесоповале. У нас не сохранилась даже его фотография. Детство мое прошло в бедности, так как маме и бабушке было сложно прокормить семерых детей.

С раннего детства Василий увлекся рисованием. Его мама Зинаида Никифоровна не приветствовала увлечение старшего сына рисованием, так как это занятие отвлекало от дел по хозяйству. С шестилетнего возраста он стал разукрашивать свою хату, а затем соседские. Сначала юный оформитель только обновлял выцветшие орнаменты, а затем стал наносить рисунки по трафаретам. В. Флорескул изготовил несколько трафаретов птиц, которые пользовались особым спросом у заказчиков. В семь лет он уже слыл настоящим мастером своего дела.

- Это же деревня, там информация передается из уст в уста. Например, если у кого-то выцвел орнамент на хате, то соседи обязательно порекомендуют ему позвать меня, чтобы обновить рисунок, - вспоминает живописец. – В семь лет я уже считал себя нужным и умелым художником, способным рисованием помогать семье. Оплатой за мой труд была краюха хлеба, кувшин молока.
После окончания школы Василий Флорескул поступил в Вижницкое художественное училище на отделение прикладного искусства, где в основном обучали резьбе по дереву.

Педагоги

После службы в армии Василий Евгеньевич уехал в Москву, поступил в художественную студию и одновременно учился на факультете станковой живописи в Московском заочном университете искусств.

- Обучение в университете было заочным, но я ежедневно посещал его, - рассказал художник. - Я остро осознавал свою необразованность, поэтому много наблюдал за работой других художников, впитывая их навыки и опыт. Это и были мои университеты. Навсегда запомнил, как творил Анатолий Зверев. Его манера живописи повергла меня в шок. Буквально на моих глазах Зверев выплеснул на холст краску и стал рисовать шваброй, что показалось мне каким-то глумлением над живописью. Потом художник брызгал на холст другими красками и делал мазки, так родилась чудная картина. Общение с Анатолием Зверевым и другими московскими художниками научили меня творческой смелости.

По словам Василия Флорескула, ему повезло с учителями, обладавшими недужим педагогическим талантом. В 1970 году В. Флорескул приехал в Крым. В Феодосии он встретился со своим педагогом Николаем Дорофеевым.

- Знакомство с Николаем Ивановичем оказалось судьбоносным, его уроки живописи дали мне больше, чем все художественные училища и университеты вместе взятые, - вспоминает Василий Евгеньевич. - Феодосия – город художников. Многие из них очень талантливы, только они не знают об этом. Им мешает желание заработать деньги в сезон, поэтому они увлекаются эффектами и мало создают жанровых картин. А зря!

Выставки

В Феодосии в конце улицы Виноградная почти на вершине горы Василий Евгеньевич построил небольшой домик-мастерскую. По словам художника, в ненастные дни бездорожье отбивает желание выходить из мастерской, остается только работать и работать.

В 1998 году в Москве в Красных палатах состоялась первая персональная выставка художника, на подготовку к которой ушло пять лет.

- В Феодосии нет такого оповещения любителей живописи о выставках, - сказал он. – В российской столице это делается с особым размахом: афиши, объявления по радио и телевидению, растяжки по улицам. Это завлекает посетителей, а художникам-то как приятно, что словами и не выразить. В Красных палатах я выставлял 50 работ, все они были проданы.

В 2000 году в Москве в зале №13 Центрального дома художников (ЦДХ) В. Флорескул вновь выставил 50 своих картин. По его мнению, это было признанием его как художника.

- Выставка в ЦДХ – это серьезно! Это своеобразный Рубикон для художников, - пояснил Василий Флорескул. – Когда-то я ходил в ЦДХ на выставки, восхищался работами художников и думал, что меня и их разделяет целая пропасть. Многие мэтры твердили мне, что я – одаренный живописец. Персоналка в ЦДХ позволила мне поверить в себя и осознать свою зрелость, как художника.

С сентября по октябрь 2008 года в Киеве прошли две выставки работ Василия Евгеньевича – в Доме ученых и музее Островского.

Сейчас художник готовится к поездке в Шотландию, где он станет участником престижной международной выставки в Эдинбурге. Оргкомитет международного фестиваля искусств уже особо отметил работы Василия Флорескула за присущий им украинский национальный колорит.

«В память о деде»

Художник дважды путешествовал по Египту, после чего у него родилась идея создать цикл портретов под названием «Женщины Египта».

- Экономический кризис не снизил спрос на мои картины, а скорее наоборот, - пояснил он. – Я обычно шучу: «Кому кризис, а мне – отец родной». В это сложное время люди потянулись к прекрасному, к искусству. Поклонники живописи охотнее покупают большие полотна, художникам приходится много работать. Сейчас я готовлю новую серию картин «Рождество на Буковине», отражающую мои воспоминания о детстве. По возвращению из Великобритании планирую начать работу над циклом картин «Великий шелковый путь Александра Македонского».

В 2007 году В. Флорескул впервые принял участи в пленэре, организованном Ангелиной Шарт при поддержке благотворительного фонда «Общество развития». Затем он стал участником пленэра в 2008 году в Карпатах.

- Я скорее пленэрный художник, а участие в пленэрах вдохновляет меня, - поделился впечатлениями живописец. – На пленэрах царит творческий альянс: импровизация, споры и обсуждения работ друг друга. Мы откровенно высказываем свое мнение о работах коллег и даже ссоримся на этой почве, но потом сожалеем о резких высказываниях, а, разъезжаясь, очень скучаем друг за другом и ждем очередного пленэра, а впечатления становятся основой будущих картин. В этом году Ангелина Шарт организовывает выставку в Киеве, средства от продажи картин пойдут на помощь потомкам репрессированных. Я обязательно приму в ней участие в память о моем деде, невинно погибшем в сталинских лагерях. Так я отдам дань памяти о нем. Пусть деньги от продажи моих картин послужат благому делу.