отдых в Крыму

Словарь топонимов Крыма: перевод и происхождение названий, описание объектов.

 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

Феодосия, с греческого «дар богов», город в юго-восточном Крыму, основанный в VI веке до н. э. греками, выходцами из малоазиатского города-порта Милет. С первой четверти IV века до н. э. входила в состав Боспорского царства. В средние века на ее руинах возникла Кафа, ставшая с XIII века опорным пунктом генуэзского владычества на Черном море. Закрепившись с 1266 года в Феодосии, генуэзцы возвели каменные стены с 26 круглыми и прямоугольными башнями, которые окружали город со стороны суши и моря. В центре города сохранилась двухъярусная башня Константина, сооруженная в 1382-1445 годах. В ее средней части были устроены машикули - навесные бойницы, поддерживаемые каменными кронштейнами. Выразительны тройной аркатурный пояс и каменные зубцы, венчавшие строение. В XVII веке для усиления обороны к башне пристроили каменный бастион с казематами. Помимо городских укреплений, генуэзцы на берегу залива соорудили цитадель, где позднее был создан карантин, на котором находились несколько армянских церквей и баня. С 1475 года под властью турок Кефе сохранил значение крупнейшего города Крыма. Регулярная застройка началась по плану в 1817 году. В конце XIX века Феодосия развивалась, как торговый порт, в настоящее время приобрели значение и ее курорты.

Фиолент, с арабского "тигровый" (возможно от цвета желто-серых скал), мыс.

Форос, мыс и поселок на ЮБК, в старину здесь размещалась генуэзская колония Фори, а еще раньше греческое поселение; переводят слово со старо-греческого по-разному – обрыв, дань, пошлина, попутный, с ново-греческого – парус, площадь, рынок, маяк. Наиболее вероятные переводы «маяк» или «парус», поскольку поселение расположено у выдающегося в море скалистого мыса, являющегося самой южной точкой не только Крыма, но и Украины.

Форосская церковь, храм Вознесения, действующий, здание в византийском стиле на Красной скале построено по заказу «чайного короля» купца А. Г. Кузнецова и проекту архитектора Н. М. Чагина в 1892 году, в память о спасении императора Александра III в катастрофе 17 октября 1888 года. Мозаичные работы выполнила итальянская мастерская знаменитого Антонио Сальвиати, интерьер расписан известными художниками К. К. Маковским и М. А. Корзухиным, к сожалению, роспись не сохранилась. Храм на форосской скале быстро стал чуть не всемирно знаменитым благодаря великолепному чаю купца Кузнецова, который расходился не только по России, но и по всему миру. Изображение этого храма стало маркой, которая печаталась на жестяных чайных банках. О мотивах строительства церкви сложено множество легенд. Например, дочь московского купца первой гильдии Александра Григорьевича Кузнецова, владельца форосских земель, ехала в гости к своему отцу. Ехала она в пролетке, запряженной тройкой лошадей. В горах начался камнепад. Испугались кони, понеслись. Один поворот, другой, дорога в этих местах – сплошной серпантин. Третий поворот – и обрыв, огромный, полукилометровый. И когда беда казалась неминуемой, кони замерли на самом краю обрыва. Вот и говорят, что именно на этом месте счастливый отец построил дивный храм.

Фуна, с греческого "дымящая", гора, см. Демерджи.